Оценка интелектуальной собсвенности
Все большее значение в современной экономической системе приобретает интеллектуальная собственность. Она является одним из основных активов предприятия, обеспечивающих его развитие и конкурентоспособность на рынке, а оценка интеллектуальной собственности может являться важным этапом определения стоимости как активов, так и самого предприятия.
В Гражданском Кодексе РФ (статья 138) принято следующее определение интеллектуальной собственности: "В случаях
и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право гражданина или юридического
лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица,
индивидуализации
продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование
результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может
осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя."
Интеллектуальную собственность можно разделить на три основных вида: промышленная (патенты
на изобретения, патенты на селекционные достижения, патенты на промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки,
свидетельства на знаки обслуживания); объекты авторского права и смежных прав (произведения науки, литературы, музыки,
живописи и иных видов искусства; программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем); информация, представляющая коммерческую
тайну (ноу-хау - т.е. знания технического, финансового или административно-управленческого характера приносящие или могущие
приносить, доход или иную пользу, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не охраняемая патентами
проектная, конструкторская и технологическая документация).
Если объект интеллектуальной собственности уже имеет коммерческое использование, то его оценка может согласовываться с данными его реального использования, но, если объект является новым, ранее не применявшимся, и не имеющим прямых аналогов, то его оценка, как правило, может быть проведена только методами доходного подхода на основе анализа
будущих доходов.
|