Оценка бизнеса
В современных условиях все чаще возникает необходимость в получении независимой оценки бизнеса.
Оценка бизнеса - это определение стоимости предприятия, как действующей системы извлечения прибыли: то
есть в первую очередь денежных потоков, которые генерирует бизнес, и лишь затем - его активов.
Оценка бизнеса необходима и в ситуации купли-продажи бизнеса и при любых изменениях организационно-правовой
структуры предприятия, оценщик зачастую помогает найти наилучшие решения, как с экономической, так и с правовой точки
зрения. При ликвидации бизнеса и распродаже имущества предприятия проведение оценочной экспертизы позволяет найти наилучший
способ раздела активов, для минимизации материальных потерь.
Для принятия точных управленческих решений также бывает полезно сначала определить стоимость бизнеса как
единой системы, способной приносить прибыль, а затем оценить отдельно все активы предприятия как независимые объекты.
Сравнение этих двух результатов дает объективные ориентиры для управления эффективностью бизнеса.
При сделках слияния и поглощения, независимая оценка позволяет установить справедливое соотношение
между долями акционеров, отражающее их реальный имущественный вклад в уставный капитал нового бизнеса. Кроме того, определение
рыночной стоимости имущества, вносимого в уставный фонд предприятий, позволяет прогнозировать будущие затраты,
связанные с налогом на имущество и амортизацией.
Если какая-либо доля реорганизуемого бизнеса принадлежит государству, то независимая оценка стоимости
имущества таких предприятий согласно ст. 8 Федерального закона "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" является обязательной.
Расчет рыночной стоимости предприятия также необходим для исчисления компенсационных выплат
при выходе одного или нескольких собственников из состава учредителей.
Для оценки бизнеса необходимы следующие документы:
- Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор).
- Копии регистрационных документов (Свидетельство о регистрации, Свидетельства о присвоении
ИНН и ОГРН).
- Копии решений о выпуске ценных бумаг, проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг
(для акционерных обществ).
- Справка о видах деятельности и организационной структуре предприятия.
- Данные бухгалтерской отчетности (форма 1 и форма 2) за последние 3-5 лет (или возможное количество
предшествующих периодов).
- Аудиторские заключения по предоставляемой бухгалтерской отчетности (если проводилась аудиторская
проверка).
- Перечень всех активов предприятия и данные об этих активах (недвижимости, запасах, оборудовании,
финансовых вложениях, нематериальных активах и пр.).
- Расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности.
- Информация о наличии дочерних компаний и финансовая документация по ним (если есть).
- Бизнес-план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки от
реализации товаров/услуг, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального
ознакомления оценщика с заданием на оценку.
|